Возможности культуры

В разных культурах людям предоставляются различные возможности. Например, индивидуалистические культуры предоставляют больше возможностей людям утвердить свою независимость и личный контроль. Один из способов, при помощи которых это осуществляется в индивидуалистических культурах, - они дают людям много возможностей выбора. Например, в Северной Америке широко распространено представление о том, что человек может стать президентом : “просто приложи побольше усилий, и ты станешь тем, кем решил стать, - перед тобой открыты все пути”. “Сделай это по-своему - выбор за тобой” - так звучит реклама в знаменитом ресторане быстрой еды. Даже обыкновенная покупка молока в местном молочном магазине предоставляет американцам богатый выбор: цельное молоко, 2%, 1% или сливки? Обычное молоко, пахта, ацидофилин? Молоко без лактозы? Соевое молоко? Молоко, обогащенное кальцием? Шоколадное, клубничное? Галлон, полгаллона, кварта или пинта? В бумажной коробке или в пластиковом пакете? Поразительно, но средний супермаркет в нашем родном городе Фениксе содержит более 20 000 различных наименований, тогда как сама концепция супермаркета представляется смешной и необязательной для многих коллективистских наций. Предоставляя многочисленные возможности выбора своим членам, индивидуалистические культуры позволяют людям выражать их индивидуальность и обеспечивать личный контроль при удовлетворении потребностей.

Индивидуалистические культуры также предоставляют людям много возможностей усовершенствовать себя - поднять свой образ в собственных глазах и в глазах других людей. Шинобу Китаяма и его коллеги определили ситуации успеха и неудачи в США и Японии. Затем они попросили студентов из американского университета в Орегоне и японских студентов из университета в Киото сообщить, как они себя чувствовали в таких ситуациях. Американские студенты, как правило, стремились повысить свое самоуважение - мы подробнее расскажем об этом далее, - и они без труда осуществили это в ситуациях “сделано в США”, хотя оказались более самокритичны в ситуациях “сделано в Японии”. А вот японские студенты, как правило, были самокритичными в ситуациях “сделано в Японии”, но при этом менее самокритичными в ситуациях “сделано в США”. Так что в то время как североамериканские ситуации способствуют повышению самооценки, а не самокритики, японские ситуации способствуют большей самокритике и в них человеку труднее приобрести уважение к себе.

Наконец, в ситуациях “сделано в США” люди имеют больше возможностей влиять на других и контролировать их, эта практика вполне отвечает индивидуалистической ориентации американской культуры. Зато ситуации “сделано в Японии” позволяют людям наладить более прочные отношения и приспособиться друг к другу - практика, отвечающая в большей степени японскому коллективизму. Итак, мы видим, что разные культуры предоставляют неодинаковые возможности людям, живущим в пределах каждой из них.