Теория социального научения

За время, прошедшее с 1908 года, популярность направления Росса, ориентированного на группу, и эволюционного подхода Макдугалла пошла на убыль. Теперь многие психологи стали разрабатывать теорию социального научения, в которой социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивидуума и его научения в процессе получения наград и наказаний. Социальное научение может быть прямым - как в том случае, когда отец Тайгера Вудса, впоследствии суперзвезды по игре в гольф, показывал ему, как загонять мяч в лунку, еще до того, как Тайгер стал ходить в детский сад. Научение также может быть косвенным, как происходит, когда люди наблюдают за другими и потом подражают тем, кому особенно хорошо удавалось привлечь внимание и добиться похвалы. Альберт Бандура и его коллеги провели серию экспериментов и показали процесс научения через наблюдение. В этих экспериментах дети учились имитировать агрессивное поведение после того, как видели, что другого ребенка или взрослого вознаграждали за битье надувной куклы Бобо. Альберт Бандура выражал озабоченность по поводу детской агрессии, потому что фильмы и телевидение зачастую учат молодых людей тому, что жестокое поведение может быть героическим и вознаграждающим. Так, 8 апреля 2000 года журнал Arizona Republic рассказал историю о том, как группа мальчиков в местной средней школе организовала “клуб драк”, взяв за модель аналогичный клуб, созданный персонажем Бреда Питта в фильме с тем же названием. Как и персонажи фильма, мальчики собирались и дрались без перчаток, избивая друг друга кулаками. А можно привести и позитивный пример: целое поколение чернокожих спортсменов почувствовало себя увереннее и получило стимул к успехам в спорте после повсеместно признанного успеха Джеки Робинсона и его замечательной игры в высшей бейсбольной лиге.

Направление социального научения похоже на социокультурный подход, потому что психологи, работающие в обоих этих направлениях, ищут причины социального поведения в окружающей среде человека. Однако в отношении к месту и времени эти два подхода несколько отличаются. Теоретики социального научения особое внимание обращают на уникальный опыт индивида в определенной семье, школе или группе сверстников. Психологи, работающие в социокультурном направлении, не столько интересуются отдельными индивидами или их уникальными переживаниями, сколько исследуют крупные социальные агрегации, например американцев мексиканского происхождения, студентов колледжа - членов студенческих женских организаций или представителей высшего класса. Кроме того, последователи социокультурного подхода склоняются к предположению, что нормы, как и стили одежды, могут изменяться довольно быстро, а теоретики социального научения пришли к выводу, что привычки, усвоенные в первые годы жизни, человеку преодолеть потом довольно трудно.