Феноменологический подход

Несмотря на свои различия, социокультурный и эволюционный подходы, теория социального научения подчеркивают значение объективной окружающей среде. Каждый из них предполагает, что наше социальное поведение подвержено влиянию реальных событий, произшедших в жизни. В 1930-е и 40-е годы Курт Левин ввел иной подход: в его основе лежит уникальное мировоззрение человека, или феноменология. С точки зрения феноменологического подхода Левина, социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий социального мира.

Например, ваше стремление стать старостой класса и решение принять участие в выборах зависит от 1) ваших субъективных догадок относительно шансов на победу и 2) вашей субъективной оценки потенциальных преимуществ при благоприятном исходе. Если вы не считаете, что, став старостой класса, вы что-то приобретете лично, или вы не надеетесь выиграть, вас вряд ли будут волновать выборы, независимо оттого, насколько вероятно в действительности, что вы можете выиграть, или насколько объективно приятной может стать для вас обязанность старосты. Судьба членов культа “Ветвь Давидова” показывает, как наша интерпретация может преобладать над объективной реальностью. В 1993 году лидер культа Дэвид Кореш убедил своих последователей, что конец света уже вот-вот наступит и что последователи культа умрут как мученики в борьбе с посланцами дьявола, переодетыми в правительственных агентов. Когда федеральные чиновники, намереваясь расследовать дело о незаконном арсенале оружия, прибыли в город Уэйко, штат Техас, где собирались сектанты, те сочли этот визит предзнаменованием апокалипсиса. Они затеяли перестрелку с федеральными агентами, закончившуюся смертью 86 последователей культа. Некоторые из сектантов отправляли на смерть своих детей, только чтобы не сдаться, так как верили, что их враги были посланцами дьявола.