Стремление избавиться от негативных ассоциаций
Обратная сторона медали - это стремление людей разорвать социальные связи, которые бы могли плохо отразиться на них самих. Например, студенты в одном эксперименте заполнили “шкалу гнева и враждебности Джонсона”. Затем студентам сообщили, будто их результаты показывали, что они представляют тип человека, проявляющего “тенденцию к враждебности и подавляющего гнев”, но, как правило, не осознающего эти тенденции”. Другие участники заполнили “шкалу нечестности Джонсона”, и им внушили, что у них высок уровень “подавленной нечестности”. После этого испытуемые увидели личностную анкету другого студента и прочли заметку о нем. В заметке этот другой человек признавался, что он или вел себя жестоко с маленьким племянником или украл деньги из шкафчика в спортивном зале. В заключение студенты оценивали себя по тому же самому личностному опроснику. Студенты, чувствовавшие, что обороняются от своей “подавленной враждебности”, пытались отстраниться от злого человека, оценивая самих себя как очень непохожих. С другой стороны, студенты, настороженно относившиеся к своей собственной “подавленной нечестности”, старались отдалиться от вора. Мужчины, студенты последнего курса, в еще одном исследовании пытались отдалиться от мужчины, похожего на них, поддерживавшего дружбу с гомосексуалистом.
В каком-то смысле этот феномен отдаления противоположен “купанию в лучах славы”, о котором мы говорили С. Р. Снайдер, Мэриан Лассегард и Кэрол Форд исследовали феномен отдаления в малых группах студентов, которых они отобрали в “синюю команду”. Участники эксперимента должны были вместе работать над решением интеллектуальных задач. Студентам сообщали, например, что их команда потерпела неудачу или, наоборот, достигла успеха и одержала блестящую победу. После выполнения задания студентам говорили: “У двери есть коробка со значками команды, вы можете взять и надеть значок, если хотите”. По сравнению со студентами, не получившими информации, те, кому сказали, что их группа потерпела неудачу, гораздо реже брали значок. Исследователи объяснили результаты с точки зрения теории баланса Хайдера, которая предполагает, что люди таким образом, управляют своими ассоциациями, чтобы сохранить постоянные образы самих себя.