Проверка альтернативных гипотез с помощью экспериментов

Как только ученые обнаруживают интересный феномен, такой как склонность людей переоценивать частоту впечатляющих событий и недооценивать частоту событий, не попадающих на первые полосы газет, они начинают искать способ выяснить происхождение этого феномена. Как мы уже говорили, недостаточно просто выявить и описать феномен. Если мы хотим знать, при каких обстоятельствах люди делают подобные ошибки, или помочь им избежать этого, мы в первую очередь должны знать, как человек приходит к такой ошибке. Во многих случаях может существовать несколько правдоподобных гипотез, и задача ученого - разработать эксперимент, позволяющий отдельно рассмотреть влияние каждой из альтернатив.

Так что задумайтесь на минуту о том, как бы вы исследовали две различные гипотезы о том, почему люди переоценивают частоту впечатляющих событий, по сравнению с событиями менее яркими. Происходит ли это потому, что люди действительно помнят больше примеров таких впечатляющих событий, или потому, что им легче вспомнить яркие события? С чего бы вы начали?

Посмотрим, как рассуждали Норберт Шварц и его коллеги. Они решили создать для проведения эксперимента условия двух типов, так чтобы при условиях одного типа участники могли успешно вспомнить много примеров каких-либо событий, но находили это трудным для себя, а при условиях другого типа вспоминали бы меньше примеров, но считали бы это легкой задачей. Почему именно такие условия? Если более важным является действительное число событий, сохранившихся в памяти, то участники эксперимента, работающие в условиях А, должны отметить относительно более высокий уровень убийств по сравнению с теми, кто будет работать в условиях Б. Если же, наоборот, более важна легкость вспоминания, то при условиях Б участники эксперимента оценят уровень убийств выше, чем при условиях А. Установив логику эксперимента, остается только разработать такие дифференцирующие условия.

В данном случае ученые интересовались не оценками частоты убийств и смертей от диабета, а тем, как использование эвристики доступности может влиять на суждения человека о собственной личности. В предварительных экспериментах они выяснили, что люди обычно легко вспоминают восемь или девять примеров собственного уверенного или неуверенного поведения, но когда пытаются вспомнить более десяти таких примеров, начинают испытывать трудности. Так что если вы попросите людей описать шесть примеров своего уверенного поведения, им это не покажется сложным. Напротив, если вы попросите их описать двенадцать таких примеров, им будет трудно это сделать.

Это простое открытие помогло создать обстановку, подходящую для достаточно надежной проверки предложенных гипотез. Если количество действительно вспомненных примеров определяет оценку частоты событий, то люди, описавшие двенадцать примеров, должны оценивать себя как более уверенных по сравнению с теми, кого просили описать только шесть примеров. Если наоборот, то, насколько легко вспоминаются события, определяет оценку их частоты, люди, которых просили описать шесть примеров своего уверенного поведения, должны считать себя более уверенными, чем те, кому пришлось описывать двенадцать примеров.

Оказалось, что именно легкость, с которой вспоминаются события, лежит в основе эвристического метода доступности.

Мы видим, таким образом, что тщательно проделанный эксперимент может помочь нам продвинуться довольно далеко в оценке альтернативных правдоподобных гипотез. Действительно, вы познакомитесь со многими экспериментальными исследованиями, выполняющими как раз эту задачу.