Взаимодействие личности и ситуации

Ни личность, ни ситуация не являются фиксированным целым. Как заметил Уильям Джеймс, “многие молодые люди, достаточно сдержанные в присутствии родителей и учителей, бранятся и хвастаются, как пираты, в компании своих “грубых” юных друзей”. Различные социальные ситуации позволяют нам достичь разных целей: порой мы хотим нравиться, иногда мы хотим, чтобы нас боялись, и так далее. Поскольку в конкретной ситуации часто действует довольно много факторов, ваша цель в любой момент может зависеть от того, на что вы обращаете внимание. И в зависимости от ваших сиюминутных или долговременных целей вы можете иначе реагировать на ситуацию, чем другие люди. Так и происходит, например, на вечеринке, где одни люди танцуют, другие ведут философский спор, а третьи слушают анекдот.

Далее мы подробно расскажем о том, как люди и ситуации могут изменять друг друга. Когда агрессивного ребенка отпускают на тихую площадку поиграть, то за пять минут детская площадка может превратиться в поле битвы. И с другой стороны, несколько лет, проведенных в колледже, могут изменить человека на всю жизнь.

Разумеется, наша ситуация не просто “происходит” с нами. То, что привлекает одного человека, для другого - все равно что находиться в комнате с людьми, зараженными вирусом лихорадки Эбола. Таким образом, мы выбираем ситуацию, и этот выбор отражается на нашей личности. Есть большая разница между студентом, выбравшим для учебы военное училище в Уэст Пойнте или Аннаполисе, и другим студентом, выбравшим университет Британской Колумбии или Беркли.

Также как люди выбирают свои ситуации, так и ситуации могут выбирать определенный тип людей. Первоклассник выше среднего роста в средней школе может попасть в баскетбольную команду, а его друг, обладающий недюжинными математическими способностями и показавший хорошие результаты в естественных науках, может попасть в класс одаренных детей. И незначительные отличия между людьми могут возрасти по мере того, как ситуации усиливают их. В старших классах различия между школьниками будут еще больше, чем в начальных. Таким образом, ситуация и человек взаимно формируют и выбирают друг друга в постоянно продолжающемся цикле.