Влияние культуры и обучения
Также очевидно, что культура и обучение вносят свою лепту в наши переживания. Так, наш способ переживаний и выражения чувств может быть не только одинаков, но и отличен. Например, хотя эскимосы племени утку редко выражают гнев, даже если их спровоцировать, мужчины из племени бедуинов Авлад Али из Западного Египта быстро и зло реагируют даже на слабый признак оскорбления. Это явление объясняется тем, что в культуре существуют правила, когда и как переживать и выражать свои чувства. Существуют три основных процесса научения, посредством которых люди узнают о чувствах, - классическое обусловливание, инструментальное научение и научение через наблюдение. Мы расскажем о том, как люди узнают о своих установках.
Вы, вероятно, знаете о русском физиологе Иване Павлове, собаки которого учились ассоциировать звон колокольчика и присутствие еды, и таким образом у них вырабатывалась слюна, когда они слышали звон колокольчика. Наши установки формируют сложный процесс, включающий классическое обусловливание. Например, когда человек ассоциируется у нас с неудобными обстоятельствами - например, с жаркой, душной комнатой, - то он нам меньше нравится. Наши установки могут формироваться даже ассоциациями, о которых мы не подозреваем. В одном исследовании студенты просматривали серию слайдов с изображениями женщины, занимающейся повседневными делами. Студентов попросили рассказать о произведенном ею впечатлении. Перед каждым слайдом испытуемым на доли секунды экспонировали фотографии или позитивных или негативных объектов, которые они воспринимали на подсознательном уровне. Как и ожидалось, студенты, видевшие позитивные фотографии, формировали более позитивные установки по отношению к женщине на слайдах. Процессы классического обусловливания играют важную роль в формировании установок. Они могут увеличить вероятность того, что мы влюбимся во время поездки в свой любимый город, что у нас возникнет антипатия к людям, которых мы встретим в облачные дни, и т. д.