Социальные вознаграждения могут быть конкретными

Модель, объясняющая влечение с помощью подкрепления аффекта, - это “общая” модель поведения. Общая модель поведения пытается объяснить поведение в целом на основании одного правила - в данном случае, хорошо нам или нет рядом с тем или иным человеком. При использовании такого общего правила возникает проблема, заключающаяся в том, что оно не объясняет нам, почему иногда одно и то же поведение разных людей приводит к тому, что один человек нам нравится, а другой - нет. В современных исследованиях, изучающих социальные отношения, ученые все чаще ставят “конкретные” вопросы. Что движет человеком в данное время в данных отношениях? Какая у него сейчас мотивация?

Порой нам приятно получить поддержку другого человека, временами нам больше нравятся советы, чем сочувствие, а иногда нам лучше всего, когда мы остаемся в полном одиночестве. Итак, с учетом нашего акцента на адаптивной функции социального поведения, опишем аффилиацию и дружбу исходя из того, как они помогают нам достичь четырех конкретных и иногда противоречащих друг другу социальных целей. Такое описание поможет нам понять, когда и почему люди ищут компании и расположения других. Эти четыре цели - получение социальной поддержки, информации, достижение статуса и обмен материальными благами.