Сложные ситуации
Наступает экзаменационная неделя, и в вашей жизни воцаряется хаос. У вас четыре экзамена и курсовая работа, к тому же вам нужно срочно переезжать на другую квартиру. В довершение всего директор ресторана, где вы работаете, требует, чтобы вы провели собеседование с восемнадцатью кандидатами на две открывшиеся вакансии официантов. Со всеми этими проблемами в голове станете ли вы тщательно исследовать прошлый опыт, характер и биографию каждого претендента, вдумчиво сопоставляя их сильные и слабые стороны? Или, может быть, вы, наоборот, более чем обычно будете полагаться на “быстрые и грубые” упрощенные суждения? Результаты научных исследований говорят в пользу второго варианта: поскольку каждая дополнительная забота отвлекает на себя часть ограниченных резервов внимания, нам становится все труднее мыслить аккуратно, по мере того как ситуация становится более сложной.
Такой эффект умственной перегрузки хорошо иллюстрируется следующим экспериментом. Участники-студенты слушали, как другой студент произносит речь о проблеме легальных абортов. Хотя руководитель эксперимента подчеркивал, что у докладчика не было выбора, на какой стороне выступать, слушатели все равно считали, что студент, защищавший право на аборт, действительно стоит “за свободный выбор”, а студент, выступавший против абортов, действительно считает недопустимым “прерывать жизнь”. То есть имела место предвзятость в сопоставлении причин. Для следующей группы участников был повторен тот же лабораторный сценарий, за исключением одного момента: ожидалось, что после оценки позиции оратора они сами будут произносить речь. Возможно, вы уже догадались, что произошло в этом случае: участники из последней группы продемонстрировали еще более сильную предвзятость в сопоставлении причин. Очевидно, обдумывание предстоящего собственного выступления оставляло им слишком мало ресурсов внимания для того, чтобы проанализировать обстоятельства докладчика более полно. Чем сложнее наша ситуация, тем более мы полагаемся на когнитивные методы упрощения.