Ресурсы и полигамия
Давайте обратимся к примеру полиандрии в Тибете. Женщина не просто выбирает любую случайную группу мужчин и выходит замуж. На самом деле это всегда группа братьев. Почему так происходит? Ответ кроется в ресурсах и окружающей среде. Суровые условия жизни в пустынном гималайском высокогорье сделали трудными выживание семейной пары мужчины и женщины. Даже сегодня в тех тибетских семьях, где один мужчина женится на одной женщине, выживает меньше детей, чем в семьях, где братья объединяют свои ресурсы. Когда братья живут с одной женой, они сохраняют семейное имущество, которого бы просто не хватило для содержания одной семьи, если бы оно разделялось в течение каждого следующего поколения. Если все дети - девочки, то паттерн полиандрии превращается в паттерн полигинии, и некоторые сестры могут выйти замуж за одного мужчину, передав семейное имущество сыновьям в этом браке. Следовательно, полигамия в Тибете представляется экономически обоснованной стратегией: ограниченность возможностей приводит к образованию определенной семейной структуры.
Общества, в которых один мужчина женится на нескольких женщинах, говорят о еще одном экономическом факторе: правило моногамии нарушается только для мужчин с высоким социальным или экономическим статусом. Лаура Бетциг, исследовавшая браки в разных обществах разных исторических эпох, отмечает следующее:
В Междуречье и Египте, Индии и Китае, у ацтеков в Мексике и инков в Перу, а также во многих империях, образовавшихся позже, сильные мужчины обладали сотнями, тысячами или даже десятками тысяч женщин, и при этом - одной, двумя или тремя законными женами. Мужчины с менее устойчивым положением обладали, соответственно, меньшим количеством женщин..