Приведение оправданий, заявления о наличии препятствий

“Солнце светило мне в глаза”, - утверждает игрок в бейсбол, не сумевший поймать мяч. “Собака ее съела”, - жалобно оправдывается шестиклассник, опять не сдавший в срок домашнюю работу. Эти классические примеры показывают, с какой легкостью люди придумывают извинительные причины после того, как сделают что-то плохо. На самом деле люди могут даже приводить оправдания еще до того, как начнут действовать, предупреждая свою аудиторию о наличии препятствий, которые могут встать на пути успеха. Хотя такие оправдания часто вполне обоснованны, во многих других случаях они предназначены не столько для того, чтобы объяснить плохой результат, сколько для того, чтобы улучшить самочувствие “провалившегося” и помочь ему повлиять на мнение о нем других людей.

Оправдания и заявления о препятствиях приобретают смысл благодаря принципам усиления и дисконтирования, которые мы рассматривали ранее. Если другие люди поверят, что солнце действительно светило вам в глаза, они могут дисконтировать влияние вашего умения при оценке вашей неудачной попытки. А если вы все-таки поймаете мяч, несмотря на солнце, это усилит вашу репутацию компетентного игрока. Таким образом, оправдания и предупреждения о препятствиях могут спасти нас от клейма некомпетентности в случае неудачи и помочь нам создать имидж компетентного человека в случае успеха.

Одно дело - заранее предупредить о препятствиях на пути своего успеха, и совсем другое - самому создавать для себя такие препятствия. Однако люди иногда поступают именно так. Занимаясь созданием препятствий самим себе - создавая для себя обстоятельства, препятствующие проявлению настоящей компетентности, - мы можем снизить вероятность того, что люди припишут наши неудачи некомпетентности, и повысить вероятность того, что успех будет приписан неким неординарным способностям.