Природа самопрезентации
Когда мы собираемся на свидание, особенно если это свидание - первое, мы делаем все, чтобы показать себя с самой лучшей стороны. Мы тщательно причесываемся, чистим зубы, выбираем костюм, который нам больше всего идет, и стараемся прийти вовремя. Мы стараемся коснуться в разговоре наших сильных сторон и избежать упоминания о наших слабых сторонах. Как показывает этот пример, самопрезентация в целом предполагает стратегическое “редактирование” информации. Поскольку личность человека включает много различных “образов” - например, муж, отец, профессор, музыкант, спортивный болельщик, - самопрезентация обычно принимает форму демонстрации образа, наиболее подходящего для достижения непосредственных целей и, возможно, некоторого преувеличения его характеристик. Опустив приключения Фреда Демары, можно без сомнения утверждать, что обыкновенная самопрезентация редко включает в себя явно ложную информацию. В конце концов, мало кто из нас рассказывает другим сказки о том, что он - звезда рок-н-ролла или секретный агент.
Но несмотря на все наши усилия, самопрезентация иногда проваливается. Даже Демара не мог добиться того, чтобы его любили все. Иногда нам не удается создать желаемый имидж. В некоторых случаях мы нечаянно приобретаем нежелательную репутацию. Например, юный поклонник, пытаясь произвести впечатление на предмет своей страсти умными рассуждениями, за столиком в дорогом ресторане выплескивает на скатерть стакан вина и приобретает клеймо растяпы. Если от определенного впечатления, произведенного нами, зависит многое, провал самопрезентации может нести с собой большие издержки, особенно для людей с высоким осознанием себя на публике или склонностью к самомониторингу. Некоторые из этих издержек вполне осязаемы, например, упущенная возможность получить работу или завязать отношения. Другие издержки - психологические. В частности, неудачная самопрезентация угрожает я-концепции и самоуважению, а также может привести человека в смущение и заставить стыдиться.
Страх того, что самопрезентация не удастся, получил название социальной тревоги. Социальная тревога - явление достаточно распространенное, например, мы часто испытываем ее, когда первый раз идем на свидание или собираемся выступать перед большой аудиторией. Хотя в небольших дозах социальная тревога, возможно, приносит пользу. Если она слишком сильна, это может заставить человека либо полностью отказываться от социальных контактов, либо уходить от них, когда они все-таки имеют место, либо стараться сделать свое поведение как можно более “незаметным”, когда избежать социального контакта нельзя. От 30 до 40% американцев называют себя застенчивыми - они испытывают социальную тревогу регулярно, и приблизительно 2% жителей США испытывают настолько острую социальную тревогу, что ее можно классифицировать как социальную фобию.