Почему люди занимаются самопрезентацией
Социолог Ирвинг Гофман замечает, что английское слово “личность” происходит от латинского слова persona, которое означает “маска”. Очевидно, творцы этого слова много веков назад понимали, что самопрезентация является неотъемлемой частью человеческой натуры. Но почему люди так озабочены тем, как другие видят их?
Во-первых, люди занимаются самопрезентацией, чтобы получить от других нужные им ресурсы. Поскольку то, что мы хотим, или то, что нам необходимо, часто есть у других людей, мы должны “убедить” их поделиться с нами. Мужчина, который хочет устроиться на работу или надеется назначить свидание интересной женщине, должен показать работодателю или занимающей его внимание женщине, что он действительно стоящий человек. Таким образом, самопрезентация - это стратегический способ обретения контроля своей жизни, способ увеличить свои вознаграждения и минимизировать издержки.
Во-вторых, самопрезентация - это способ “конструирования” образа “Я”. Наши представления о себе - наша я-концепция - зависит частично и от того, как, по нашему мнению, смотрят на нас другие. Мне легче воспринимать себя как человека с чувством юмора, если другие подтверждают этот мой взгляд на себя, например, тем, что смеются как раз тогда, когда нужно. Одно интересное следствие такого положения состоит в том, что мы часто выбираем общество людей, которые видят нас так же, как и мы сами. Например, люди с позитивным взглядом на себя предпочитают взаимодействовать с теми, кто оценивает их высоко, а люди с негативным взглядом на себя предпочитают взаимодействовать с теми, кто оценивает их низко. Точно так же люди, как правило, более преданны своим супругам, когда те разделяют их взгляды на самих себя. Управляя впечатлениями, которые формируют о нас другие люди, мы можем управлять собственными впечатлениями о себе.