Объединение себя с другими
Демонстрация своей принадлежности к кому-то или к чему-то - еще один инструмент самопрезентации. Осенью 1973 года ученые, работавшие в университетах, в которых были сильные футбольные команды, обнаружили, что фанаты с большей охотой носят знаки своих любимых команд после их побед, чем после их поражений. Дальнейшие исследования показали, что студенты также чаще используют местоимение “мы”, описывая победы, и “они”, описывая поражения. Студенты наслаждались отраженной славой своих команд-триумфаторов и, связывая себя со всем известными победителями, использовали эти победы для укрепления собственного публичного имиджа. Другая сторона этого явления - склонность людей отсекать отраженные неудачи, то есть дистанцироваться от явных “проигравших”, опасаясь, что такая неблагоприятная видимая связь может повредить их имиджу. Филип Боэн и его коллеги наблюдали ту же самую тенденцию среди политически активных граждан Фландерса, в Бельгии, - граждан, которые объявляли о своих политических пристрастиях, вывешивая плакаты в окнах своих домов. После выборов около 60% тех, кто поддерживал победившие на них партии, оставили свои плакаты на окнах, по сравнению с только лишь 19% тех, кто поддерживал проигравшие партии. Люди объединяются с победителями и отстраняются от проигравших.
Демара понимал, насколько эффективно такое объединение. Например, он всегда прибывал на собеседование о приеме на работу хорошо “экипированным” - с пачкой поддельных писем от людей, известных своим статусом и властью, удостоверявших его профессиональные и личные достоинства. Эти письма служили сразу двум целям. Во-первых, как мы уже знаем, они помогали Демаре утвердиться в качестве компетентного специалиста. Кроме того, они повышали его статус. Разве станут такие “большие люди” писать такие похвальные рекомендации для кого попало?
Выстраивая эту видимую связь, объединяя себя с людьми, имеющими высокий статус и власть, Демара мог обеспечить самому себе уважение окружающих.