Кто побеждает?

Буду ли я в состоянии привлечь партнера, решит конкурс. Телевизионное шоу под названием “Игра в свидание” * откровенно показывает соперничество, и в ней участников просят бороться с друг другом за то, чтобы пригласить на свидание представителя противоположного пола. Группа социальных психологов перенесла эту игру в лабораторию. Соперников записывали на видеопленку и проводили корреляцию их тактик с физическими и психологическими чертами. Исследователи обнаружили, что симметричные мужчины с неограниченной социосексуальной ориентацией чаще непосредственно применяли тактики соперничества, чем менее симметричные и ограниченные мужчины. Сексуальные мужчины пытались доминировать над своим оппонентом, применяя утверждения типа: “Ты проведешь время со мной намного интереснее, чем с другим парнем”. Социосексуально ограниченные мужчины подходили более мягко, сосредоточившись на своих собственных позитивных качествах и представляя себя как “хороших парней”.

Женщины реже пытались доминировать над своими соперницами. Но это не означает, что женщины невосприимчивы к чувству соперничества в статусе. Оно просто проявляется иначе. Рассмотрим данные недавнего исследования, проводившегося Сарой Гутьерр и ее коллегами. Участникам показывали изображения восьми представителей их же пола, которые, как им сказали, нанялись на работу в службу для организации свиданий. В первой группе все студенты были склонны к доминированию. Один - бывший редактор университетской газеты, публиковавший в Runner’s World статьи о самоусовершенствовании, другой - молодой успешный бизнесмен, ведущий собственное дело, и т. д. Во второй группе студенты не обладали доминирующими качествами. К каждому описанию прилагалась фотография. Половина испытуемых рассматривала очень привлекательных представителей своего пола. Другая половина смотрела на заурядных, средней привлекательности людей. Когда испытуемых просили оценить их собственную желательность как партнера по браку, мужчины принижали себя после того, как видели ряд возможных соперников сильного социально доминирующего типа. На женщин, напротив, производила впечатление физическая привлекательность других женщин, и они принижали свою собственную ценность как партнеров, когда видели других симпатичных представительниц женского пола.