Благие намерения могут привести в ад
Во многих школах в наши дни вводятся программы по сопротивлению вредным привычкам. В ходе проведения этих мероприятий школьников учат противостоять влиянию сверстников, когда те искушают их попробовать закурить или провоцируют развитие вредных для здоровья привычек. Когда преподаватели пытаются привить школьникам навыки сопротивления, то часто проводят тренинги типа “просто скажи “нет”". На этих тренингах школьникам дают практические советы, как уклоняться от негативного влияния одноклассников.
Эти программы по навыкам сопротивления привели к совершенно неожиданному результату: несмотря на то, что сами школьники стали считать себя более стойкими к влиянию сверстников, участники программ чаще приобретают нездоровые привычки!
Как так могло получиться? Исследование, проведенное в школах Лос-Анджелеса и округа Сан-Диего, дает ответ на этот вопрос. В этой работе исследовалось воздействие программ средней школы, направленных на снижение употребления алкоголя среди подростков. После того как школьники приняли участие в многочисленных пародиях и упражнениях типа “просто скажи “нет”", которые должны были укрепить их сопротивляемость давлению сверстников, побуждающих выпить спиртное, они стали верить в то, что выпивка больше распространена среди их сверстников, чем они думали раньше. Когда школьникам прививают навыки сопротивления, используя метод “просто скажи “нет”", то программа непроизвольно сообщает и другое послание: “Многие ваши сверстники так поступают и хотят, чтобы вы так поступали”. Таким образом, хотя эти ребята учатся все лучше сопротивляться давлению сверстников, у них меньше мотивации так поступать, потому что они начинают воспринимать выпивку среди сверстников как норму.
Такую обратную реакцию дают не только программы по борьбе со злоупотреблением алкоголем среди подростков. После того как студентки колледжа приняли участие в программе Стэндфордского университета по борьбе с расстройствами питания, то впоследствии расстройств питания у девушек стало еще больше. Почему? В программу входили свидетельства одноклассников об их собственных расстройствах, и поэтому такое поведение казалось участницам вполне обычным. Точно так же, по результатам программы по предотвращению самоубийств, проводившейся для тинейджеров в Нью-Джерси, сообщалось о тревожно высоком числе самоубийств среди тинейджеров. В результате участники программ видели в самоубийстве еще одну возможность решить свои проблемы.
В целом кажется понятной, но неправильной тенденция программ по охране здоровья, когда работники образования привлекают внимание к проблеме, изображая ее как распространенную и опасную. Легко забыть, что в послании “Взгляни на людей, таких же, как и ты, кто совершает такие вредные для здоровья поступки” содержится еще и мощный провоцирующий подтекст: “Посмотри на всех людей, таких же, как ты, которые это делают”.
Что могут предпринять разработчики программ, чтобы избежать такого эффекта бумеранга? Работники образования должны организовать свою программу так, чтобы участники рассматривали нежелательное поведение в качестве исключения, а не правила. То есть сила норм должна работать на программу, а не против нее. В самом деле, когда тренинг навыков сопротивления включен в программу, которая в целом показывает участникам, что здоровое поведение - это норма, тренинг навыков сопротивления не снизит эффективности программы, а напротив, усилит ее. В программе, построенной таким образом, молодые люди усваивают способность сопротивляться нездоровому влиянию сверстников и желание устоять против привычки, потому что они осознают, что большинство сверстников предпочтут здоровый образ жизни. В результате такая программа вероятнее всего окажется успешной.